Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста
«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи
для детей дошкольного возраста»
Материал подготовила учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Манакова Е.П.
Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.
Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
Рекомендации к проведению игр:
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.
Пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
- взрослый выполняет движения руками ребенка;
- ребенок выполняет движения своими руками.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
- учат напрягать и расслаблять мышцы
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений
- учат сгибать и разгибать пальцы рук
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Предлагаем несколько пальчиковых игр
для малышей трех лет
Замок
Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).
Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).
Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).
И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)
Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец
развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
При подготовке материала использована литература:
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.
- Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. С.62-65.
- Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. 2006. №10.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.
- Ольга Новиковская: Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2011.
- Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М: Издательство «Ювента», 2008.
Добавить комментарий