A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Опыт работы учителя — дефектолога Мороз А.В. с детьми с расстройством аутистического спектра


Мой многолетний опыт работы в коррекционной педагогике за последние годы показывает, что среди большой группы нарушений развития одну из лидирующих позиций стали занимать расстройства аутистического спектра (РАС). РАС представляют собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризуемых отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Напомню, что для детей с РАС характерны проблемы в следующих областях:
— речь и коммуникация
— социальное взаимодействие
— воображение (гибкость мышления и игры, основанные на воображении) и эмоциональная сфера
— поведение.
Нужно отметить, что общепринятые подходы и классические методы обучения зачастую не подходят для детей с РАС. Выраженные проблемы с поведением, нарушение коммуникативной сферы и особенности когнитивного (познавательного) развития не позволяют детям с РАС адаптироваться в обычных детских дошкольных и школьных учреждениях. Им требуется социальная поддержка, сопровождение обучения и контроль поведения. Многие трудности связаны с тем, что этим детям необходим очень длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде. И во время этого периода адаптации у детей с РАС наблюдаются неадекватное поведение и аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим и к себе. Для них характерна неравномерность созревания психической, речевой, моторной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности. Дети с РАС часто обладают повышенным уровнем возбуждения нервной системы, неприятием изменений и/или фиксацией на определенных предметах. И как все дети, каждый ребенок с РАС отличается от другого, но проблемы, влияющие на социальное взаимодействие, коммуникацию, воображение и стереотипное поведение, типичны для всех детей с такими особенностями.
Таким образом, в первую очередь, моя работа направлена на формирование основ эмоционального и социального взаимодействия с ребенком. Основной целью этого взаимодействия является создание условий для успешного развития ребёнка с РАС с опорой на его сильные стороны и качества. Для каждого ребенка, посещающего наш Центр разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, где учитывается его актуальный уровень развития, сформированные знания, умения и навыки.
Всю мою коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС можно условно разделить на два этапа.
I. Адаптационный этап:
— преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком
— смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
— включение в совместную деятельность со взрослыми
— повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми
— формирование целенаправленной деятельности, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения
II. Развитие познавательной деятельности. На этом этапе решаются следующие задачи:
— Развитие коммуникационной стороны речи (с использованием альтернативной дополнительной коммуникации при необходимости)
— Сенсорное развитие: освоение эталонов цвета, формы, величины накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
— Обучение умению понимать отношения между предметами (временные, пространственные, количественные представления)
— Формирование элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту
— Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков
— Развитие высших психических функций- мышления, памяти, внимания, воображения)
Задачи коррекционно-развивающего обучения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня и динамики их развития.
На первом этапе вид занятий – индивидуальный. Далее можно постепенно
(если позволяют возможности ребенка) перейти на подгрупповые или групповые занятия.
Построение занятий с такими детьми, особенно в самом начале коррекционном работы, имеет ряд своих особенностей:
1. Начиная работу с ребенком с РАС, первостепенной задачей является создание комфортной эмоциональной среды и установление контакта с ребенком
2. Постепенное включение ребенка в совместную деятельность со специалистом
3. Далее уже развитие целенаправленного поведения, формирование целенаправленной деятельности
В своей работе с детьми с РАС я обязательно учитываю образовательные потребности, свойственные всем таким детям, и специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, социально-личностного развития ребенка с РАС:
• ведущий мотив и потребности ребенка
• характер ведущей деятельности
• тип общения и его мотивов
• социальную ситуации развития ребенка
• создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка
• дозирование введения в его жизнь новизны и трудностей
• дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности
• особенности четкой и упорядоченной временно-пространственной
структуры коррекционно-развивающей среды
• организацию обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах
• помощь ребенку во время занятий в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции
• организацию занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков

В процессе в своей работе я использую методические разработки Янушко Е. Никольской О.С., Лебединской К.С., Мамайчук М.Ю., Питер К, Морозова С.А., Шишкиной Н. В. и др.; применяю различные сенсорные игры, элементы методики Floortime, Монтессори, интерактивную доску, компьютер, альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК). Неплохие результаты в речевом развитии детей отмечаются при использовании методики Шишкиной Н. (пособия «Мои первые слова», «Мои первые фразы» и «Логоритмика») для неговорящих детей раннего и дошкольного возраста. Многим детям с РАС нравится интерактивная доска. Я ее часто использую, иногда для установления контакта, а в основном для изучения нового материала. После усвоения определенного умения на интерактивной доске, делается перенос в реальную жизнь, т.е. в собственный опыт ребенка.
Также положительная динамика в социальном и познавательном развитии детей РАС достигается при тесной работе с родителями. К сожалению, не все родители участвуют в этом процессе. Но я активно включаю родителей в коррекционно-развивающий процесс. Провожу обучающие занятия с родителями, помогаю осознать и принять ситуацию, объясняю, как именно происходит восприятие окружающего мира у их ребенка, и как он реагирует на общение, как найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций, как правильно организовать жизненное пространство ребенка с РАС. А также обучаю родителей правильному оцениванию и использованию потенциала своего ребёнка.
В 2013 году мной организован Клуб «Родителей с РАС» для обмена опытом между родителями, для оказания психологической поддержки. Встречи проходят в неформальной обстановке, за чашкой чая, ежемесячно (1-2 раза). Заранее выбираются темы для обсуждения. Чаще родителей волнуют следующие вопросы:
1. Как взаимодействовать, как включить ребенка в совместную деятельность
2. Нежелательное (проблемное) поведение, как его избежать
3. Различные вопросы социализации. Ребенок с РАС лишен многих мероприятий, т.е. практическое отсутствие организации досуга и семейного отдыха для особых детей
4. Выбор дальнейшего образовательного маршрута: отсутствие тьютеров, перевод детей с инклюзии на домашнее или индивидуальное обучение повсеместно, нехватка дидактических материалов, неподготовленность школ к приему детей с РАС, нехватка коррекционных школ, переполненность коррекционных классов и т.д.
5. Вопросы дополнительных занятий для развития ребенка: отсутствие специальных условий в бассейнах, спортивных школах, высокая оплата специалистов для индивидуальных занятий.
6. Нехватка информации о РАС, брошюр с адресами, ссылками в интернете, изложением прав и т.д.
Еще один важный аспект работы с детьми с РАС – это социализация таких детей. Для этого создаются специальные группы — группы социализации. Опыт работы таких групп с 2018 года. Основные задачи группы:
• развитие интереса к участию в совместной деятельности и общению с другими детьми;
• развитие коммуникативных навыков, в том числе с использованием средств дополнительной коммуникации; усвоение правил поведения в различных социальных ситуациях (социальные истории);
• развитие саморегуляции, произвольности, формирование социальной мотивации (стремление сделать что-то полезное для других людей) и др.
В зависимости от возраста детей, занятия в группе могут строиться вокруг совместных игр по правилам и в процессе совместной деятельности. Таким образом происходит формирование связей между полученными знаниями и жизнью ребенка, т.е. приобретённые навыки и умения закрепляются в реальной жизни.
В заключение следует отметить, что эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от многих составляющих. Только тщательно продуманная коррекционная работа, основанная на тесном взаимодействии с семьей, со специалистами, специально организованным домашним режимом и правильной организации окружающего пространства, организации игровых занятий, с привлечением различных современных технологий и методик, может дать положительные результаты, которые пойдут на пользу и семье, и ребенку.

Учитель — дефектолог Мороз А.В.

One Response to “Опыт работы учителя — дефектолога Мороз А.В. с детьми с расстройством аутистического спектра”

  1. Полянская Наталья:

    Большое спасибо за статью по актуальной теме, именно от практика. Сама занимаюсь РАС, всегда интересны именно работающие в наших условиях методики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"