A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МБОУ "ЦПМСС"

Гатчинский район, Ленинградская область

МЕНЮ

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста


«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи

для детей дошкольного возраста»

Материал подготовила учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Манакова Е.П.

Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.

Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.

Рекомендации к проведению игр:

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.

Пальчиковые игры проводятся тремя способами:

  1. взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
  2. взрослый выполняет движения руками ребенка;
  3. ребенок выполняет движения своими руками.

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
  • учат напрягать и расслаблять мышцы
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

  • развивают точную координацию движений
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Предлагаем несколько пальчиковых игр

для малышей трех лет

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец

развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

При подготовке материала использована литература:

  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. С.62-65.
  4. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. 2006. №10.
  5. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.
  6. Ольга Новиковская: Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2011.
  7. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М: Издательство «Ювента», 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Предстоящие мероприятия

© 2022 - МБОУ "ЦПМСС"