Знакомство детей с художественными произведениями природоведческого характера
Знакомство детей с художественными произведениями природоведческого характера
Знания о природе дети получают из наблюдений во время прогулок, путешествий, рассматривании картин художников и из описания многообразия природного мира: растений, животных, в рассказах писателей.
Итак, возьмем в руки книгу, а для этого отложим в сторону телефон, выключим телевизор, сядем рядом со своим сыном или дочкой, и почитаем книгу.
Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. И одной из особенностей детской литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами. «Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной». Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
Природоведческая литература развивает чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание времен года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому.
Художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней (С.Михалков «Прогулка», Г.Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета», «Дотерпят ли?», «Гололед», «Под ледяной крышей» и др.)
Художественное слово и художественная литература позволяют дополнить знания детей, закрепить их, уточнить. Природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
При знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе (Н.М.Павлова «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике), П. Воронько «Вишенка», «Виноград», «Липка»).
С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.
Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать. В этом могут помочь такие произведения, как В.Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е.Чарушин «Сорока», К.Д.Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М.Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята».
(К.Д. Ушинский «Дятел») (Е.Чарушин «Сорока») и др
«Обманчивая погода в начале марта. Не хочет зима отступать по-хорошему. То метель закружит снежные вихри, то мороз заскрипит вроде бы от злости…» (В. Приходько «Капельные часы»).
Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью художественного слова и литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия (В.Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и др.)
злейший враг — ёжик…» (Г. Скребицкий «На лесной полянке»)
«…такая ледяная корка на снегу — крепкая, жесткая, скользкая — ее не разобьешь не (В. Бианки «Гололед» из «Лесной газеты»).
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного, включать в игру.
Итак, значение природоведческой литературы заключается в следующем.
- Помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.
- Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.
- Помогает детям познать природу в ее многообразии.
- Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах
- Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.
- Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Манакова Е.П.
Добавить комментарий