A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Чем занять дошкольника дома? Рекомендации дефектолога.


Чем занять дошкольника дома?

Возраст 5–7 лет характеризуется, наряду со многими другими свойствами личности, развитием навыка управления собственными эмоциями, а также умением проявлять свою волю и характер. Для формирования эмоциональной устойчивости дошкольника необходимо соблюдение режима дня, режима занятий и отдыха, прогулок на свежем воздухе. Да, многие родители знают и выполняют рекомендации врачей и педагогов. Но как быть, если второй день за окном льёт дождь или несколько дней подряд стоят трескучие морозы? Именно тогда мы вспоминаем домашние игры и занятия для детей. Они позволят не только увлечь малыша, но и освободить немного времени для маминых дел.

ИГРАЕМ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

  1. “Ловкие пальчики».

Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

2. «Раскладываем по цвету»

Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

3.  « В мире пластилина».

Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить.

 

Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:
-колючками у ежика
-стебельком у цветка
-стволом дерева
-забором в пластилиновом мире
-трубой у пластилинового домика
-ручками-ножками пластилинового человечка
-ножкой грибочка
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

4. «Играем в геометрию». Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры… А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое.

 

Можно:
-выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
-выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
-играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие .

Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: «Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?» Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос «что изменилось» и постараться понять, как это получилось.

 

-Знакомить с геометрическими понятиями.

С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше.

5. «Познавательные дорожки».

Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями «широкий»/ «узкий», «длинный»/ «короткий». Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями «короткий», «длинный», «самый длинный», «самый короткий». Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями «высокий» — «низкий».

6. « Учимся считать».

Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями «один», «много». Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в пределах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества

 

Математические игры дома

«Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая ( один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Кто больше?»

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасоли) По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом выкладывают в ряд (друг под другом), смотрят, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы (фасоль, камешки, пробки) левой рукой.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или фасоль, пуговицы, бусинки, каштаны, а потом можно и цифры). Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка положить (отсчитать) столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, а потом положить рядом цифру(1 или 2). А потом можно поменяться ролями.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол 5 (10)игрушек в ряд. Предложите ребенку запомнить (пересчитать) их расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите одну любую игрушку (а потом 2,3……). После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

-Игрушек стало больше или меньше?

— Насколько больше или меньше?

-Какие игрушки исчезли?

«Путешествие на дачу»

Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их машины (по цвету, по величине, по определенной марке), а ребенок- такие же, идущие навстречу.

«Найди игрушку»

Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на…,за…, между…, в…, у…и т.д. Потом поменяйтесь ролями.

«Кто где?»

Вокруг ребенка с четырех сторон (слева, впереди, сзади, справа) расставьте любые игрушки.

Задайте вопросы:

-Кто стоит справа (слева) от тебя?

-Кто стоит впереди (сзади) от тебя?

-Где находится трактор? (справа от меня)

-Где стоит лошадка? (впереди меня) и др.

«Кто больше назовет?»

Взрослый называет геометрическую форму и просит ребенка назвать на что она похожа, например:

Круг — похож на тарелку, мяч, часы и т.д.,

Прямоугольник- дверь, палас, крышка стола…и т.д.

Игровые задания детям

-Поставь на пояс правую(левую)руку.

-Подними вверх правую(левую)руку.

-Дотронься правой (левой) рукой до правого(левого) уха.

-Топни левой (правой) ногой 2(3-10)раза.

«Один — много»

Взрослый спрашивает, каких предметов в квартире много (игрушек много, а телевизор-1; в ванной одно зеркало, а несколько зубных щеток.

«Сосчитай-ка»

Предложить ребенку накрыть на стол и вместе со взрослым разложить тарелки ложки и считать. Сколько тарелок? Сколько ложек? (Поровну)

«Подбери крышку к банке»

Можно играть с тремя — десятью баночками. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Предложить ребенку отвинтить все крышки, а затем, перемешав их, снова закрыть.

 

Материал подготовила учитель — дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Манакова Е.П.

Используемые интернет-ресурсы:

https://www.google.com/search?

https://shkolaveka.ru/articles/zanimaem-detey-doma/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"