A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И КОРРЕКЦИЯ


ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

ПРИЧИНЫ И КОРРЕКЦИЯ

 

 

Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Ведь кроме предоставления младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирования соответствующих умений, уроки математики обеспечивают общее интеллектуальное развитие детей, формирование основ логического мышления, пространственного воображения. Ребенок учится вести поиск информации, приобретает привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы. У него формируется потребность узнавать новое, расширять свои знания.

Выделяют три основных группы трудностей, препятствующих успешности обучения у младших школьников:

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования двигательных навыков, с уровнем развития психомоторной сферы ребенка (несформированность зрительно-моторной координации; недостатки в развитии мелкой моторики).

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями развития когнитивной сферы: несформированность пространственных представлений; недостатки в развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании и развитии регуляторного компонента: особенности развития процессов самоконтроля и саморегуляции.

Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни. Они взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, постепенно приобретая знания, которые становятся основой их дальнейшего школьного обучения. Процесс мышления развивается на базе накопленного опыта. Именно практические действия помогают проверить правильность или ошибочность знаний, которые потом становятся востребованными для развития мыслительной деятельности. Зависимость одних математических знаний и умений от других, их последовательность и логичность показывают, что пробелы на той или иной ступени задерживают дальнейшее изучение математики и являются причиной школьных трудностей.

Внешние проявления трудностей

Возможные причины Рекомендации
Психологические

Педагогические

Затруднения в прямом и обратном  счёте.

Трудности в продолжении числового ряда с заданной позиции.

Затруднения в определении места числа в натуральном ряду.

 

· Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

· Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный

· Недостаточно сформирован внутренний план действий

· Сниженный уровень интеллектуальной деятельности

· Несформированность понятия «числового ряда» Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.):

1.Предложите ребенку занятия и игры, развивающие мелкие дифференцированные моторные акты и двигательные умения:

• Вырезать ножницами по контуру изображения разной степени сложности;

• Складывать рисунки-узоры из мелких предметов (пуговиц, природных материалов);

• Нанизывать бусинки на длинную нитку;

• Раскрашивать картинки карандашом с разным нажимом;

2.Выполняйте с ребенком упражнения «Графический диктант», «Корректурная проба».

3. Играйте в игры на овладение ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо.

4. Используйте упражнения на классификацию, задания на выбор «лишней фигуры» (предмета).

5. Если заметили признаки хронического переутомление у ребенка, задумайтесь о щадящем режиме, снижении учебной нагрузки, возможно, о введении «разгрузочного дня». Следите за соблюдением режима дня.

 

Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

 

· Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

· Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез»

· Не усвоил правила выполнения вычислений при устном счёте

· Несформированность понятий «больше» и «меньше

 

Внимание следует уделить формированию у ребенка представления о множестве как о структурно-целостном единстве, состоящем одновременно из отдельных элементов. Это поможет в дальнейшем подвести его к пониманию количественного значения числа и умению видеть состав числа из отдельных единиц, а также из двух меньших чисел. Ребенок должен усвоить, что любое множество образуется из отдельных предметов. Например, на столе стоит много предметов, ребенок убирает по одному предмету, и на столе не остается ни одного предмета. И, напротив, если ребенок ставит на стол по предмету, то из единичных предметов получается много предметов – множество.
Ошибки при решении арифметических примеров

 

· Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

· Низкий уровень сформированности внутреннего плана действия

· Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

· Не сформированы вычислительные умения

· Не усвоен порядок выполнения действий

Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий

 

· Недостаточное развитие смысловой памяти · Недостаточная дифференциация понятий «сложение», «вычитание», «умножение», «деление»
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради · Недостатки в развитии тонкой моторики рук

· Несформированность процессов зрительного анализа

· Несформированность зрительно-двигательных координаций

· Не усвоено понятие «рабочая строка»
Неумение решать задачи · Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения и др.)

· Конкретность мышления (сконцентрированность на сюжетной стороне задачи в ущерб пониманию её математического смысла)

· Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти условия задачи)

· Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

· Низкий уровень освоение учебного материала Игровые формы обучения, репетиторство. Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.

1. Просите ребенка объяснить решение задачи, ход своего мыслительного процесса

2. Используйте упражнения типа «Найди такой же. Расскажи про него», они способствуют развитию способности запоминания, необходимого для успешного решения задач

3. Для развития внимания давайте ребенку упражнения : «Что пропало?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?»

4. Чтобы повысить уровень познавательной активности, формировать внутренний план действий, предлагайте ребенку задачи на расхождение сюжетного и арифметического действий, с недостающими и лишними данными, на вычленение математического содержания.

5. При замедленном темпе умственной деятельности предоставьте ребенку возможность работать в удобном

Примеры развивающих упражнений

  • «Разложи по порядку» Разложите предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом (первый- слон, второй- тигр, третий – волк», затем стрелкой слева направо обозначьте направление, в котором раскладывались изображения, далее определите то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.
  • «Пронумеруем ряд» Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Нужно найти число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). Акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево), отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.
  • «Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1до 10 (чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот) назовите первое число слева, первое число справа, Какое из них больше? Назовите «соседей» любого числа.
  • «Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на единицу, а значит стоит справа от него» Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит , стоит слева от него»
  • «Соседи числа». Взрослый вместе с ребенком называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их.
  • Задачи на расхождение сюжетного и арифметического действий

Дети играли в кубики. Витя добавил Кате 4 кубика из своей коробки. Сначала у него в коробке было 16 кубиков. Сколько их теперь?

  • Задачи с недостающими данными

На ветке сидели вороны, 4 вороны улетели. Сколько осталось?

  • Задачи с лишними данными

В школьную библиотеку пришли 15 учеников. Из них-7 учеников взяли по 3 книги каждый, а остальные ребята только сдали книги. Сколько всего книг ученики взяли в библиотеке?

  • Задачи на вычленение математического содержания

Волк пригласил на свой день рождения Р поросят, К козлят и Д Красных Шапочек. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой день рождения?

Учитель-дефектолог: Лепесевич О.Л.

 

Использованная литература:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —— М.: Ось-89, 1997. — 224 с.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009.-464 с.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – Москва: Альф, 1993.– 62 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"