A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МБОУ "ЦПМСС"

Гатчинский район, Ленинградская область

МЕНЮ

Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов


«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда и родителей. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!

 

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

 

Игра «Что я загадал?»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам.

Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

 

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

 

Игра «Образуй родственные слова»

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок — чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк — волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз — глазочек, глазик, глазок, глазной

 

 Игра «Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

 

Игра «Всезнайка»

Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

 

Игра «Кто больше»

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

 

Игра «Один — много»

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал — бокалы; пила — …; пенал — …; канал — …; плот — …; дятел — … и др.

 

Игра «Чего много»

«Скажи, чего много?». Например: палуба — …, малыш — …, шалаш — …, желудь — …и др.

 

Игра «Знаешь ли ты?»

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.

 

Игра «Назови ласково словечко»

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка — вилочка, палка-…, полка — …, галка — …, кулак -кулачок, каблук — …, балкон — …, вулкан — …, колпак — ….
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.

Учитель-логопед МБОУ «ЦПМСС» Петренко Е.В.

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А. Глинка. — СПб.: Питер, 1996. — 221 с.: ил. — (Мой первый учебник).
  2. Домашний логопед: полн. справ. — М.: Эксмо, 2007. — 488 с.
  3. Залмаева, Раиса Яковлевна. Сам себе логопед: пособие для родителей / Р.Я. Залмаева. — СПб.: XXI век, 1996. — 91 с.
  4. Косинова, Елена Михайловна. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту / Е.М. Косинова. — М.: Эксмо: Олисс, 2006.
  5. www.logopedspb.ru
  6. www.logopunkt.ru
  7. www.logopediya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2022 - МБОУ "ЦПМСС"