A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста


Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство. Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Вывод: развитие познавательных процессов     закладываются при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий  на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Процессы познания составляют основу познавательной сферы.

К ним относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

  Развитие психических процессов в 4-5 лет.

Для развития психических процессов именно родительская активность становится незаменимой. На этом этапе важнейшим фактором становится   создание развивающей среды:

  • дидактические игры,
  • игры-экспериментирования,
  • экскурсии,
  • игрушки.

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

  1. игры с предметами (игрушками), включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  2. настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  3. словесные.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста:

  • восприятие
  • внимание
  • воображение
  • память
  • мышление

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Восприятие.

 

В возрасте 5 лет ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник):можно использовать такие игры, как  «Доски Никитина», Палочки Кюизенера,Блоки Дьенеша.

 

 Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого  навыка  можно использовать игры на внимание: «Найди отличия», «Что изменилось?», «Какое слово отличается?».

 

 

 Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры. Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать, что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Можно использовать такие игры на зрительную, слуховую память: «Запомни и повтори», «Чего не стало?.

 Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь). Эти  навыки помогают развить такие игры: «4-ый лишний», «Последовательные картинки», «Нелепицы», «Найди различия».

 Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать  рисунок на заданную тему: «Дорисуй», «На что похоже?»

 

 

 Речь.

К 5 годам ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака. Можно использовать такие игры:  «Дополни предложение», «Что сначала, что потом»,  наглядные схемы для составления рассказа (мнемотаблицы)   

Развитие моторики рук очень важно для речевого развития детей. Учёные доказали прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и кору головного мозга в целом.  Игры: шнуровки, пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев рук.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

-активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);

-воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

развивает способности;

-вводит детей в жизненные ситуации;

-учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

-закрепляет знания, умения.

 

 

Учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС»                                                                                                                     Манакова Е.П

 

интернет-ресурсы: https://promany.ru/mnemotexnika;

https://yandex.ru/search/?text=развивающие+игры+для+дошкольников&l;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/18/kartoteka-razvivayushchih-igr-dlya-detey-dos;

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"