Дискалькулия. Кратко о сложном. Часть 2.
Дискалькулия. Кратко о сложном. Часть 2.
Игры для коррекции дискалькулии
Коррекцией дискалькулии занимается целый ряд специалистов: логопед, дефектолог, нейропсихолог и детский психолог.
Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения для формирования понятия состава числа, счетных навыков, логико- абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его учебные способности.
Вербальная дискалькулия
При таком виде дикалькулии дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию, то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:
- Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развивать лексико-грамматический строй языка
Пример игр и упражнений: «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов), «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень), «Нелепицы» (по временам года), «Время суток» , «Расскажи, что где находится» (робота с предлогами по схемам)
- Обучение математической терминологии
Пример игр и упражнений: «Пары по величине» , «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета),«Поручения»(с использованием математической терминологии)
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти
Пример игр и упражнений: «Послушай и назови лишнее слово», «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти), «Выполни движения» (по рисунку – схеме), «Послушай и повтори цифры в обратном порядке», «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами). «Дырявый ковер».
- Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений
Пример игр и упражнений: «Чем похожи, чем различаются две фигуры», «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера), раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте, счет предметов, звуков, движений
- Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением
Пример игр и упражнений: «Чем похожи и чем различаются две цифры?», «Назови соседей числа», «Игры и логические упражнения с цифрами», «Поручения» (с использованием цифр), «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов», «Раскрась определенное число предметов»
Практогностичекая дискалькулия
Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов, то необходимо формировать:
- Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.
- Навыки счета: считать все предметы подряд и называть. Здесь необходимо учить соблюдать именно порядок при счете, не перескакивая через цифры.
- Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?
Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев
· Зрительно-пространственное восприятие. Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.
- Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.
- Пополнять словарь на основе наглядного материала.
Графическая дискалькулия
При таком виде дикалькулии у детей возникают проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур. Работа ведется работа по развитию восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам:
- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации
Игры и логические упражнения с цифрами (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр)
- Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике
Пример игр и упражнений: «Найди нужную цифру среди графически сходных, найди правильно написанную цифру», «Найди , нарисуй и раскрась аналогичную цифру», «Напиши соседей числа», «Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)». Обводка и штриховка цифр, математических знаков, лепка, аппликация и вырезание цифр
- Развитие зрительного и слухового гнозиса
Пример игр и упражнений: «Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр» , «Воспроизведи ритм», «Повтори ряд цифр в обратном порядке», «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности)
- Развитие пространственного восприятия
Пример игр и упражнений: «Сравни цифры», конструирование и реконструирование цифр. Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека
- Развитие зрительного анализа и синтеза
Пример игр и упражнений: «Узнай недорисованные предметы», «Узнай предметы, наложенные друг на друга», «Определи, чей силуэт», «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым»
- Развитие умения выполнять математические операции
Пример игр и упражнений: «Как может получиться число…», «Какой месяц лишний?» , игры во времена года, «Вчера, сегодня, завтра»
- Развитие понимания математической терминологии, текстов задач
Пример игр и упражнений: «Чем отличается задача от рассказа?», «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели), «Понимание текста со скрытым смыслом»
- Развитие аналитико-синтетической деятельности
Графический диктант в тетрадях в клетку, игры и логические упражнения с цифрами
- Развитие логического мышления
Пример игр и упражнений: «Четвертый — лишний» , «Лабиринт», «Чем различаются картинки». Упражнения на провоцирующее соответствие «Что забыл нарисовать художник»
- Развитие зрительной и слуховой памяти
Пример игр и упражнений: «Узнай недорисованные предметы», «Узнай предметы, наложенные друг на друга», «Определи, чей силуэт», «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым», «Какие предметы могут получиться из круга?». Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения.
Дислексическая и операциональная дискалькулии
При дислексическом варианте дискалькулии работа направлена на развитие зрительного восприятия ребёнка, его представления о цвете, форме, узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развитию памяти и логического мышления.
Операциональная дискалькулия требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия. Работа в этих случаях ведется по следующим направлениям:
- Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия
Пример игр и упражнений: Счет предметов, звуков, движений, «Назови соседей числа», «Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор», «Игры и логические упражнения с цифрами»
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений
Пример игр и упражнений: «Определи, чей силуэт», классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака, «Поручения» (с использованием математических понятий), «Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета)
- Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти
Пример игр и упражнений: «Узнавание зашумленных изображений», «Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)
- Развитие аналитико-синтетической деятельности
Пример игр и упражнений: «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы), «Чем похожи и чем различаются цифры?», «Нелепицы», реконструирование цифр
- Развитие представлений об образе цифр и математических знаков
Пример игр и упражнений: «Найди цифру среди других графических знаков (букв)», «Напиши цифру …» (перевод слухового образа в графический), «Чем похожи и чем различаются цифры», напиши соседей числа, различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов, игры и логические упражнения с цифрами, «Нарисуй нужное количество цифр и назови их».
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций счета в процессе лечения и обучения до достижения возможного результата.
Учитель — дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Мороз А.В.
Список литературы и интернет ресурсов:
- Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх и упражнениях». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
- А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Арис – пресс. 2005.
- Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Игры логические упражнения с цифрами». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
- Гурина С.Л. «Основные направления в истории изучения дискалькулий Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990.
- О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках». Санкт – Петербург. «Паритет» 2007.
- Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». «Просвещение» 1996.
- Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» – М, 200
- https://sites.google.com/site/diskalkuliashizuka/korrekcia-diskalkulii/igry-dla-korrekcii-diskalkulii
- https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/dyscalculia
- http://neurodoc.ru/bolezni/drugie/diskalkuliya.html
- https://simptomer.ru/bolezni/detskie-zabolevaniya/3057-diskalkuliya
- https://dslxcommunity.com/vidydiscalkulii
Добавить комментарий