Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие межполушарного взаимодействия
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов (Т.Г. Визель).
Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом развития интеллекта. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями.
Несформированность межполушарных взаимодействий у детей приводит к отсутствию слаженности в работе двух полушарий мозга. Происходит неверная обработка информации и у ребенка возникают трудности в обучении:
- ошибки в письме
- проблемы в устной речи
- в запоминании информации
- в счете как в письменном, так и в устном
- в искаженном восприятии учебной информации и т.д.
На дошкольный возраст приходится сензитивный период развития межполушарного взаимодействия, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована, в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Развивать межполушарные связей можно при помощи игр и упражнений, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика, логоритмика, кинезиологические упражнения, самомассаж, межполушарные доски, глазодвигательные упражнения.
Примеры некоторых игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия:
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Пальчики шалят
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру «Путаница»:
а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю», – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: «Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.
Моторчик
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения.
Веселые карандаши
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
Разноцветный текст
Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Полезные игры, задания и упражнения можно найти следующих пособиях:
• «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т.П.;
• «Графомоторика», Давыдова О.А.;
• «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О.А.;
• «Волшебные обводилки», Г.М. Зегебарт;
• Нейропрописи: развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», Ирина Праведникова
Игры для развития межполушарного взаимодействия необходимы для развития мозговой активности ребенка. Они способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий. Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, то это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга. что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного формирования и развития знаний, умений и навыков.
Учитель — дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Мороз А.В.
Список литературы
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ, 2005.
- Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ 2006.
- Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.
- Семенович А.В. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / А.В. Семенович, М.С. Ковязина. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2018. – 496 с.
- Игнатова Е. М. Методическая разработка «Зарядка для ума»// Справочник педагога-психолога №2, 2015 год.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001. 3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г
Добавить комментарий