Еще раз о том, какие мы родители.
Воспитание в семье можно описать с помощью различных характеристик: сколько требований к ребенку предъявляют, как его поощряют или наказывают, что ему разрешают или запрещают. Одной из таких характеристик является уровень опеки. Он показывает, сколько сил, внимания, времени уделяют родители ребенку.
Наверное, не надо лишний раз повторять, что на родителях лежит ответственность за детей, за их благополучие, за их жизнь, в конце концов. Но вот только непонятно, когда эта ответственность превращается в излишнюю опеку над ребенком, превращая ребенка в беспомощное и зависимое от мамы существо? Такая чрезмерная забота наносит вред сразу всем участникам процесса. И родителям и детям.
В психологии выделяют два вида гиперопеки –потворствующий и доминирующий. В первом случае потребности ребенка становятся самыми главными для всех членов семьи и все члены семьи готовы пожертвовать своими интересами ради ребенка. Кроме того, при таком виде опеки ребенку как правило ничего не запрещают.
Во втором случае – взрослые постоянно контролируют ребенка. Родители непрерывно командуют подростком, что-то требуют или запрещают, как правило, не интересуясь его мнением и не давая ему проявить инициативу. Часто это сопровождается негативными комментариями в адрес ребенка.
Почему возникает гиперопека?
Когда ребенок еще совсем мал, родители практически всё делают за него: кормят, одевают, играют с ним. Постепенно возможности малыша растут: он учится ходить, самостоятельно одеваться, уже может сам играть. Ребенок хочет сам ходить, падать, хочет сам понимать что этот угол острый и об него можно сильно удариться. А как он может это понять, если мама старательно ограждает его от всякого негативного опыта. Пусть ребенок получит этот опыт, а задача взрослого ограждать его от того, что может быть действительно опасно.
Есть ли у Вас гиперопека над ребенком?
Чтобы понять есть ли у вас в семье гиперопека над ребенком, понаблюдайте за собой. Если у Вас наблюдается:
- Проявление чрезмерного внимания родителей по отношению к ребенку;
- Стремление оградить ребенка от любой возможной и невозможной опасности;
- Желание иметь тотальный контроль над ребенком, держать его в «ежовых рукавицах»;
- Стремление навязать ребенку свою картину мира, заставить его поступать так, как считает правильным родитель, не давая ему решать самостоятельно;
- Зависимость ребенка от настроения родителей, привязка к их эмоциям и чувствам;
- Отсутствие возможности решать проблемы и трудности самостоятельно без вмешательства родителей;
- Навязчивое желание помочь ребенку с какой-либо задачей, лишение его возможности выполнить эту задачу самому.
Что делать?
- Важно понимать, что невозможно оградить ребенка от жизни никакой стеной. Ребенок сам должен получать свой опыт жизни, иногда даже негативный. Научитесь понимать, когда ребенку действительно нужна Ваша помощь, а когда он может попытаться обойтись и без нее.
- Перестаньте решать все за ребенка. Дайте ему возможность самостоятельно сделать свой выбор, основываясь на своих собственных предпочтениях.
- Не ограничивайте свободу ребенка в тех сферах жизни и деятельности, где он может справиться сам. Если Вы думаете, что ребенку это не под силу, или приятое решение Вам кажется неверным не давите на него и не критикуйте. Просто мягко выскажете свое мнение.
- Уважайте выбор ребенка! Прислушивайтесь к его мнению. Обязательно позвольте участвовать в различных семейных обсуждениях и планировании семейных дел. Например, когда Вы выбираете место семейного летнего отдыха хорошо бы привлечь к обсуждению и ребенка.
- Научите ребенка преодолевать препятствия. Если ребенок не справляется с решением, какой- то задачи не спешите сделать это за него. Просто подскажите те пути решения, которые он упустил из виду.
Подготовила педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» Дойникова И.В.
Список используемой литературы:
В статье использованы Интернет-ресурсы:
https://4brain.ru/blog/i-shapku-ne-zabud-kak-borotsya-s-giperopekoj/
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship
https://www.b17.ru/blog/26366/
Добавить комментарий