A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Трудности регуляции и контроля у школьника. Часть 2


Трудности регуляции и контроля у школьника.

Часть 2

В предыдущей статье говорилось о том, какие трудности регуляции и контроля могут быть у школьника и с чем они связаны. В данной статье речь пойдет о том, как можно помочь ребенку преодолеть данные трудности.

О чем всегда необходимо помнить, если Ваш ребенок имеет трудности регуляции и контроля своей деятельности:

  1. Составляйте короткий пошаговый план работы и делайте к каждому небольшому шагу визуальные подсказки. Это могут быть как картинки-подсказки, так и написанный на бумаге четкий и последовательный алгоритм действия. Любое длинное задание или трудную работу (какой и является выполнение домашнего задания) гораздо легче выполнить если оно разбито на части и на каждом этапе есть небольшая инструкция-подсказка. Например, если в задании необходимо прочитать текст, списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть прилагательные, то ребенок не удержит в памяти такую сложную инструкцию. Он просто спишет текст, забыв про все остальное. Поэтому составляем последовательный алгоритм выполнения задания, прописываем в нем промежуточные результаты. На первом этапе выполняем все действия вместе с ребенком, контролируя его деятельность и помогая добиться ему положительных результатов. Потом постепенно передаем функцию контроля самому ребенку, оставляя у него перед глазами последовательный план действий.
  2. Любая инструкция для ребенка должна состоять из коротких предложений: «прочитай», «выдели глаголы», «проверь». Так ему легче будет сосредоточиться на важных вещах.
  3. Дозируйте нагрузку. Помните: ребенку для успешной и продуктивной деятельности необходимы небольшие перерывы. Поэтому по истечении 15-25 минут необходимо сделать короткую паузу. Можно сделать вместе с ребенком дыхательную гимнастику, поиграть в пальчиковые игры или просто немного походить по комнате.
  4. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы его ничего не отвлекало. На столе не должно быть игрушек, в которые можно поиграть во время выполнения домашнего задания, или листочков, где можно порисовать и т.д. На столе должен лежать лишь тот объект (учебник, тетрадь), на который в данный момент направлено внимание ребенка.
  5. Хвалите ребенка. Обязательно необходимо отмечать даже малейшие успехи, которые совершил ребенок. «Молодец! Ты сегодня сам нашел три своих ошибки! Это здорово». Скажите ребенку о том, что невозможно научиться ничему новому не ошибаясь.

Упражнения для школьников по инструкции:

  1. «Сохрани слово в секрете».

Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».

Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

Другой вариант игры:

  1. «Приглашение на бал»

Инструкция ребенку: «Вам барыня прислала приглашение на бал и сто рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» — не говорите! Вы поедете на бал?». Поясняем ребенку, что нужно отвечать на вопросы как угодно, но нельзя говорить «да», «нет», «черное», «белое». Как только сказал – проиграл!

Главное в этих упражнениях долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.

  1. «Спрячь букву».

Инструкция ребенку: «За буквой «а» охотится Буквоешка. Спаси ее —  перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки»

Текст: «Наступила ранняя весна.»

В тетради получится: «Н.ступил. р.нняя весн.»

Для детей постарше такое упражнение: место безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать.

Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом.

  1. «Загадочное превращение».

Инструкция ребенку: «Ты — волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай) букву «о» на букву «и».

  1. «Можешь ли ты делать два дела сразу?»

Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».

Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

Игры простые и не сложные и многим они знакомы из детства. Тем не менее, используя их, можно улучшить навыки регуляции и контроля у ребенка и отработать некоторые школьные умения и навыки. А когда ребенок научиться действовать самостоятельно, то и трудностей со школьным обучением станет гораздо меньше.

Подготовила педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» Дойникова И.В.

 

Список используемой литературы:

  1. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». – СПб.: Питер.
  2. Диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996.

В статье использованы Интернет-ресурсы:

https://vk.com/dysgraphia72

https://urok.1sept.ru/articles/104163

https://www.art-talant.org/publikacii/33804-klyuchevye-principy-pomoschi-detyam-so-slabymi-funkciyami-regulyacii-i-kontrolya

https://emberint.ru/articles/uprajnenia_samokontrol/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"