A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МБОУ "ЦПМСС"

Гатчинский район, Ленинградская область

МЕНЮ

Использование приемов мнемотехники при подготовке домашнего задания


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  

«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему словам  —  

– он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Выполнение домашнего задания зачастую вызывают трудности у ребенка. Никак не удается заучить правило, пересказать текст или выучить стихотворение. В таких случаях помочь может использование приёмов мнемотехники.

Мнемоте́хника или мнемо́ника (др.греч.— искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти:

  • наглядно-образную память
  • словесно-логическую
  • эмоциональную
  • двигательную.

В зависимости от индивидуальных особенностей памяти, школьники различаются тем, какой материал они лучше запоминают. У детей с музыкальными способностями хорошо развита слуховая память, со способностями к  художественному творчеству – зрительная, а у спортсменов развита память на движения.  Особенности памяти ребенка учитываются при выборе приёмов мнемотехники.

Простые мнемотехнические приемы для учащихся 1-4 классов

  1. Эйдотехника (эйдо―образ) – это образное запоминание.

Для заучивания стихотворения, предложите ребенку после первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем попросите изобразить это на листе бумаги. Такой способ поможет выучить стихотворение-описание. Если в стихотворении есть трансформация событий, то можно придумать таблицу пиктограмм.

Детям с преобладающей двигательной памятью, лучше сопровождать заучивание стихотворения соответствующими по содержанию движениями.

  1. Приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

  2. Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.

  1. Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.

  2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмичные строки. Многие правила русского языка и математики зарифмованы, что облегчает их запоминание.

Как же выучить таблицу умножения?

  1. Рекомендуется учить таблицу умножения летом, когда ребенок свободен от основной учебной нагрузки. Учить небольшими порциями, посвятив изучению каждого столбика день или два. Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет усвоен.
  2. Найдите в таблице закономерности. Когда ребёнок самостоятельно обнаружит закономерность, он запоминает её навсегда. Это более простой и эффективный способ освоить таблицу умножения, чем заучивание.

Вот некоторые закономерности, на которые стоит обратить внимание.

  • При умножении на 1 любая цифра остаётся той же.
  • Умножение на 2 — это просто цифра, к которой прибавили её же. Например, 3 × 2 означает, что к цифре 3 прибавили 3. 8 × 2 значит 8 + 8.
  • Все примеры с умножением на 5 имеют результат, который оканчивается на 5 или на 0. Чтобы умножить на 5 любое чётное число, надо взять его половинку и приписать к ней 0. Например, 6 × 5: берём половинку от 6 — это цифра 3 — и приставляем к ней ноль: получается 30.
  • При умножении на 9 сумма цифр в результате обязательно будет равна 9. Например, 2 × 9 = 18 (1 + 8 = 9). 3 × 9 = 27 (2 + 7 = 9). И так далее.
  • Чтобы умножить любое число на 10, достаточно пририсовать к нему справа ноль.
  1. Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2= и т.д Когда ребенок «спустится» до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется. Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множители, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =?
  2. Почаще повторяйте. Сначала спрашивайте по порядку, а когда ответы станут уверенными — вразброс. Следите и за темпом: поначалу давайте больше времени на размышление, но постепенно просите ребёнка отвечать быстрее.
  3. Распечатайте или купите обучающие плакаты. Лучше несколько. Плакаты должны быть большими и яркими, чтобы привлекали внимание ребенка. Развесьте их в тех местах, где ребёнок проводит много времени — в игровой зоне, над рабочим столом, на холодильнике.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.

 

 

Учитель-дефектолог: Лепесевич О.Л.

One Response to “Использование приемов мнемотехники при подготовке домашнего задания”

  1. Представленная публикация оказалась непомерно интересною для моих родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2022 - МБОУ "ЦПМСС"