Использование приемов мнемотехники при подготовке домашнего задания
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам —
– он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Выполнение домашнего задания зачастую вызывают трудности у ребенка. Никак не удается заучить правило, пересказать текст или выучить стихотворение. В таких случаях помочь может использование приёмов мнемотехники.
Мнемоте́хника или мнемо́ника (др.греч.— искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти:
- наглядно-образную память
- словесно-логическую
- эмоциональную
- двигательную.
В зависимости от индивидуальных особенностей памяти, школьники различаются тем, какой материал они лучше запоминают. У детей с музыкальными способностями хорошо развита слуховая память, со способностями к художественному творчеству – зрительная, а у спортсменов развита память на движения. Особенности памяти ребенка учитываются при выборе приёмов мнемотехники.
Простые мнемотехнические приемы для учащихся 1-4 классов
- Эйдотехника (эйдо―образ) – это образное запоминание.
Для заучивания стихотворения, предложите ребенку после первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем попросите изобразить это на листе бумаги. Такой способ поможет выучить стихотворение-описание. Если в стихотворении есть трансформация событий, то можно придумать таблицу пиктограмм.
Детям с преобладающей двигательной памятью, лучше сопровождать заучивание стихотворения соответствующими по содержанию движениями.
- Приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
- Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.
- Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.
- Ритмизация — перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмичные строки. Многие правила русского языка и математики зарифмованы, что облегчает их запоминание.
Как же выучить таблицу умножения?
- Рекомендуется учить таблицу умножения летом, когда ребенок свободен от основной учебной нагрузки. Учить небольшими порциями, посвятив изучению каждого столбика день или два. Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет усвоен.
- Найдите в таблице закономерности. Когда ребёнок самостоятельно обнаружит закономерность, он запоминает её навсегда. Это более простой и эффективный способ освоить таблицу умножения, чем заучивание.
Вот некоторые закономерности, на которые стоит обратить внимание.
- При умножении на 1 любая цифра остаётся той же.
- Умножение на 2 — это просто цифра, к которой прибавили её же. Например, 3 × 2 означает, что к цифре 3 прибавили 3. 8 × 2 значит 8 + 8.
- Все примеры с умножением на 5 имеют результат, который оканчивается на 5 или на 0. Чтобы умножить на 5 любое чётное число, надо взять его половинку и приписать к ней 0. Например, 6 × 5: берём половинку от 6 — это цифра 3 — и приставляем к ней ноль: получается 30.
- При умножении на 9 сумма цифр в результате обязательно будет равна 9. Например, 2 × 9 = 18 (1 + 8 = 9). 3 × 9 = 27 (2 + 7 = 9). И так далее.
- Чтобы умножить любое число на 10, достаточно пририсовать к нему справа ноль.
- Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2= и т.д Когда ребенок «спустится» до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется. Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множители, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =?
- Почаще повторяйте. Сначала спрашивайте по порядку, а когда ответы станут уверенными — вразброс. Следите и за темпом: поначалу давайте больше времени на размышление, но постепенно просите ребёнка отвечать быстрее.
- Распечатайте или купите обучающие плакаты. Лучше несколько. Плакаты должны быть большими и яркими, чтобы привлекали внимание ребенка. Развесьте их в тех местах, где ребёнок проводит много времени — в игровой зоне, над рабочим столом, на холодильнике.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
Учитель-дефектолог: Лепесевич О.Л.
Добавить комментарий