A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Дискалькулия.  МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ


Дискалькулия.

 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Вопросы диагностики являются ключевыми в понимании сущности дискалькулии, основой организации профилактической и коррекционной работы. В отечественной науке, исследование дискалькулии осуществляется в контексте трех концепций. В работах Гермаковской А., Мнухина С., Лалаевой Р. установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность. Ю. Демьянов связывает дискалькулию с тем, что у детей не сформированы фонематические функции, имеются системные нарушения речи, что ведет к нарушению чтения и письма. Важно отметить, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту. Поэтому в настоящее время актуален вопрос выбора диагностических методик и диагностических программ, позволяющих решить вопросы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи детям с дискалькулией.

На сегодняшний день в специальной педагогике в ряде работ предложены различные варианты диагностических методик:

Методика диагностики нарушений в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников Гермаковской А.

Методика включает такие направления, как:

 

  • исследование сенсо-моторных функций (гностико-пркасических): исследование зрительного гнозиса, пространственного гнозиса и гнозопраксиса, ручной моторики, временных представлений, слухового восприятия,    слухомоторной и слухозрительно-моторной координации;

 

 

  • исследование состояния логических операций: операций сравнения, классификации, умозаключения);
  • исследование сукцессивных и симультанных процессов: исследование сукцессивного анализа и синтеза, симультанного анализа и синтеза;
  • исследование количественных представлений: сравнение множеств, представление о количестве (свойстве множеств), представление о структуре числа;
  • изучение речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками

Программа исследования значимых для формирования математических представлений компонентов Афанасьевой Е.А.

Включает 4 диагностических блока:

1 блок – изучение сенсорно-перцептивного развития: особенности зрительного гнозиса (предметного и цифрового), речеслуховой и зрительной памяти, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса

2 блок – изучение интеллектуального развития (на вербальном и невербальном) уровне: особенности логических операций мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации и сериации), особенности пространственного мышления, особенности наглядно-образного и логического мышления

3 блок – изучение речевого развития: овладение математическим словарем, понимание условия задачи, актуализация в речи математических знаний

4 блок – исследование сформированности математических представлений: количественных, временных, пространственных представлений, представлений о формах и геометрических фигурах, представления о цифрах, решение задач

 

Программа исследования психологопедагогической готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи Томме Л.Е.

Программа включает 3 этапа исследований:

1 этап – оценка состояния когнитивных и деятельностных предпосылок усвоения математики;

2 этап – оценка математических представлений, имеющихся у детей

3 этап – оценка речевой готовности детей к изучению математики

 

Методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста Баряевой Л.Б., Кондратьевой С.Ю.

Целью этой методики, является выявление факторов риска возникновения дискалькулии, определение значимых механизмов нарушений, характера соотношения вербальных и невербальных функций для возникновения того или иного вида дискалькулии. Методика включает такие направления, как:

 

  • зрительный гнозис
  • пространственное восприятие
  • особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса
  • особенности речеслуховой и зрительной памяти
  • особенности восприятия и воспроизведения ритма
  • особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления особенности математического словаря
  • количественные отношения чисел: автоматическое воспроизведение порядка следования чисел, установление отношения числа к его соседям, называние цифр, определение места числа среди других натуральных чисел, способ выполнения арифметических действий и др.

 

Программа диагностики О.В. Степковой

Модификация методик Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой Ю А. Гермаковской, С.Д. Забрамной, М.В. Ильиной, С.Ю.Кондратьевой, А.Н. Корневым, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурия, Т.Д. Марцинковской, Н.И. Непомнящей, Т.С. Третьяковой, Л.С.Цветковой. Автор  адаптирует задания  с учетом целей и задач исследования.  Программа диагностики включает изучение:

  • речевого развития
  • зрительного восприятия (форма, величина, цвет)
  • пространственного восприятия
  • ручной моторики
  • мнестических способностей
  • симультанных и сукцессивных процессов
  • логических операций
  • знаний детей о множестве, числе и счете (называние цифр, ориентировка в натуральном ряду чисел, арифметические действия сложения и вычитания)

 

Нейропсихологический метод исследования А.А. Давидович

В основу программы   положены исследования трудностей в усвоении понятия числа и счетных операций. Методика позволяет вскрывать механизмы трудностей в усвоении начального курса математики в соответствии с разработанной автором нейропсихологической структурой интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте. Программа исследования состоит из 3 частей:

1 часть – выделение экспериментальных групп в соответствии с синдромами отклоняющегося развития: средства нейропсихологической диагностики (методика А.Р. Лурия в сокращенном варианте, предложенном Э.Г. Симерницкой, адаптированная в соответствии с возможностями детского психолога и направленная на обследование детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста)

2 часть – выявление среди обследуемого контингента детей, испытывающих трудности в усвоении понятия числа и счетных операций на начальном этапе обучения: педагогические средства (варианты контрольных работ в соответствии с требованиями программы по математике к знаниям, умениям и навыкам детей, окончивших 1 класс)

3 часть – прояснение характера испытываемых первоклассниками трудностей в усвоении понятий числа и счетных операций: нейропсихологические и общепсихологические средства (комплект методик для исследования понятия числа и его разрядной структуры, счетных операций Л.С. Цветковой)

Таким образом, в содержании диагностических  методик и программ условно можно выделить три составляющих:

  1. Педагогическая – выявление трудностей в усвоении математических представлений, знаний, умений и навыков, приводящих к неуспеваемости по предмету (в соответствии с программными требованиями образовательных учреждений). Педагогическая составляющая, а именно тот факт, что продуктивность в математике значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью по другим предметам может быть основанием для зачисления ребенка в группы для детей с дискалькулией или показанием к индивидуальным занятиям
  2. Психологическая – изучение состояния ряда вербальных и невербальных функций, деятельности ребенка в контексте влияния их нарушений на возникновение дискалькулии. Психологическая составляющая, в большей степени, наряду с педагогической, определяет содержание профилактической или коррекционной работы и т.п.
  3. Нейропсихологическая – определение механизмов трудностей в усвоении математических представлений, знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая составляющая индивидуализирует содержание работы, определяет приемы работы и т.п.

Подводя итоги, хочется обратить внимание на важность проведения своевременных и правильных диагностических процедур по выявлению риска дискалькулии у детей дошкольного возраста. Они должны быть комплексными и всесторонними, включать различные методы обследования (вербальные и невербальные; предметно — практические, наглядно — образные, задания по представлению) для выявления симптомов дискалькулии, ее механизмов. Это будет способствовать профилактике развития данного нарушения и поможет определить способы его коррекции.

Учитель — дефектолог  МБОУ «ЦПМСС» Мороз А.В.

 

Список литературы:

 

  1. Кондратьева, С.Ю. Профилактика вербальной дискалькулии у детей с

тяжелыми нарушениями речи (ТНР) / Кондратьева С.Ю. // Казанский

педагогический журнал № 1 (114). 2016 – С. 178-180

  1. Кондратьева, С.Ю. Профилактика операциональной дискалькулии у детей с

тяжелыми нарушениями речи / Кондратьева С.Ю. // Проблемы

современного педагогического образования. Вып. 51 – Ч.3, 2016 – С. 137-144

  1. Кондратьева, С.Ю. Профилактика графической дискалькулии у до-

школьников с тяжелыми нарушениями речи / Кондратьева С.Ю. //

  1. Проблемы современного педагогического образования. Вып. 51 – Ч.4, 2016

– С.194-201

  1. Кондратьева, С.Ю. Профилактика практогностической дискалькулии у детей

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Кондратьева С.Ю. //

Европейский журнал социальных наук. – 2016 (4). – С. 321-325

  1. Лалаева, Р.И., Гермаковска, А. Нарушения в овладении математикой

(дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и

коррекция: Учебно-методическое пособие/Р.И. Лалаева, А.Гермаковска – СПб.:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. «Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.»: МЦНИП; Киров; 2013.— 180 c.
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. — 479 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"