Трудности регуляции и контроля у школьника
Трудности регуляции и контроля у школьника.
Часть 1
На сегодняшний день большой процент детей испытывают различные трудности в школьном обучении. Дети с трудностями в обучении — это дети, которые часто успевают по одним предметам (чаще устным), и не успевают по другим (чаще письмо, чтение, математика). Некоторым детям сложно даются все предметы. Некоторые из них справляются со всеми предметами, но это происходит у них ценой невероятных усилий, вследствие чего страдает физическое и психическое здоровье ребенка.
Почему же ребенку так трудно дается обучение? В целом, все встречающиеся виды трудностей у детей можно разделить на три большие группы:
- трудности программирования и контроля, саморегуляции собственной деятельности;
- трудности переработки слуховой и кинетической информации:
- трудности переработки зрительно-пространственной и зрительной информации.
Трудности программирования и контроля, саморегуляции собственной деятельности одна из самых частых причин, которая встречается у детей, имеющих сложности в школьном обучении. Такая проблема возникает при недостаточной зрелости лобных долей головного мозга. Ребенок может обладать достаточно развитым интеллектом, но при этом в школе и учебе у него есть явные проблемы: неусидчивость, невнимательность, импульсивность.
Дети часто непоседливы, вскакивают с места и тянут руку, отвечают не дослушав вопрос, могут перебивать, имеют потребность постоянно двигаться (часто имеют диагноз СДВГ). Бывает и иной тип проявлений — замедленные дети, вялые и недостаточно активные (чаще СДВ — без гиперактивности). И тем и другим детям сложно планировать свою деятельность, а также выполнять ее поэтапно. Эти дети хаотичны, не сразу включаются в задание, они легко отвлекаются на посторонние звуки, зрительные стимулы и другие сенсорные раздражители, часто «соскальзывают» на тот вариант выполнения действия, к которому они привыкли, который ими прочно усвоен, часто не доводят действие до конца, не сверяют результат с образцом, с замыслом. У таких детей часто низкий объем рабочей памяти.
Трудности программирования и контроля будут влиять на выполнение всех школьных заданий, требующих произвольного (управляемого ребенком) внимания, но особенно будут заметны при решении мысленных задач, в том числе арифметических.
Лобные доли — дирижёр нашего «оркестра» — мозга. Они организуют его работу. Благодаря им ребенок сам садится за уроки, доделывает дела до конца, идет в школу, сам проверяет что написал, ставит цели, намечает какие-то планы и реализует их. Предполагается, что лобные доли созревают примерно к 12 годам. В этом возрасте ребенок вполне может отвечать за свои поступки, действия, планирование. У многих детей эта структура созревает с опозданием. Они менее ответственны, им сложно садиться за домашнюю работу, у них недостаток мотивации, поверхностные интересы.
Как же замедленное созревание лобных долей и связанные с ним трудности программирования и контроля появляются у ребенка в обычной и школьной жизни?
1) Поверхностные интересы. Очень быстро остывает к любым увлечениям, бросает задуманное. Когда Вы пытаетесь поддержать интерес ребенка к какому-то занятию, Вы видите, что ему уже это скучно и не надо.
2) Пресыщаемость. Точно так же, как и в первом случае ребенку все быстро надоедает. Не может сесть и длительно сконцентрироваться на задании, ему необходима смена деятельности каждые 10-15 минут.
3) Импульсивность, легкая отвлекаемость. Действует по первому побуждению, отвечает на вопрос, не выслушав до конца. И, естественно, делает это неправильно. Не может вовремя остановиться, либо не доводит начатое действие до конца, отвлекаясь где-то на середине деятельности. Эта черта ярко выражена в выполнении школьных заданий и повседневных дел. Если его критикуют, может обидеться, проявить яркую эмоциональную реакцию на замечания.
4) Трудности вхождения в задание. Урок уже начался, а ребёнок все мысленно на перемене и не может включиться в урок и пропускает часть задания или нового материала.
5) Трудности ориентировки в условиях задачи или требования. Ребенок забывает условия задачи, либо не дослушивает до конца требование и не делает то, что было нужно, либо добавляет свои лишние инструкции и получает совсем другой результат.
6) Трудности в переключении с одного задания на другое. При решении примеров: если ребенок вначале выполнял сложение, а если потом необходимо сделать вычитание, то ребенок продолжает складывать, т.к. не может переключиться с одного действия на другое.
7) Трудности построения программы, ее упрощение. Часто ребенок не может простроить программу действий, спланировать сою деятельность, поэтому любую задачу старается сделать как можно проще, не прикладывая лишних усилий. Часто абсолютно не старается при выполнении различный действий, в том числе и учебного плана.
8) Трудности контроля за выполнением задания. Не замечает своих ошибок (даже самых глупых), не хочет вообще проверять сделанную работу, т. к. не видит в этом смысла (я все равно не найду никаких ошибок).
9) Избегание ответственности.
Виноват всегда кто-то другой, а я не при чем. Невозможно заставить его взять ответственность за свои действия.
Таким детям, которые имеют трудности регуляции и контроля, нужна постоянная организующая, эмоционально- положительная помощь педагога и родителя, т.к. самоорганизация — их самое уязвимое место. Слабый контроль за своей деятельностью и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения (дети могут становиться капризными, апатичными, не сговорчивыми, агрессивными, могут устраивать истерики и др.). Давление на ребенка в школе и дома еще более снижает учебную мотивацию и ведет к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Дети могут использовать ложную компенсацию — брать на себя роль шута, «показушничать», а позже это приводит к асоциальной позиции.
Чем же помочь детям, имеющим трудности программирования и контроля? Об этом мы поговорим в следующей статье.
Подготовила педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» И.В. Дойникова
Список используемой литературы:
- Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 20с.
- Дагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996.
В статье использованы Интернет-ресурсы:
https://urok.1sept.ru/articles/104163
Добавить комментарий