Дискалькулия. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ
Дискалькулия.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ
Вопросы диагностики являются ключевыми в понимании сущности дискалькулии, основой организации профилактической и коррекционной работы. В отечественной науке, исследование дискалькулии осуществляется в контексте трех концепций. В работах Гермаковской А., Мнухина С., Лалаевой Р. установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность. Ю. Демьянов связывает дискалькулию с тем, что у детей не сформированы фонематические функции, имеются системные нарушения речи, что ведет к нарушению чтения и письма. Важно отметить, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту. Поэтому в настоящее время актуален вопрос выбора диагностических методик и диагностических программ, позволяющих решить вопросы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи детям с дискалькулией.
На сегодняшний день в специальной педагогике в ряде работ предложены различные варианты диагностических методик:
Методика диагностики нарушений в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников Гермаковской А.
Методика включает такие направления, как:
- исследование сенсо-моторных функций (гностико-пркасических): исследование зрительного гнозиса, пространственного гнозиса и гнозопраксиса, ручной моторики, временных представлений, слухового восприятия, слухомоторной и слухозрительно-моторной координации;
- исследование состояния логических операций: операций сравнения, классификации, умозаключения);
- исследование сукцессивных и симультанных процессов: исследование сукцессивного анализа и синтеза, симультанного анализа и синтеза;
- исследование количественных представлений: сравнение множеств, представление о количестве (свойстве множеств), представление о структуре числа;
- изучение речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками
Программа исследования значимых для формирования математических представлений компонентов Афанасьевой Е.А.
Включает 4 диагностических блока:
1 блок – изучение сенсорно-перцептивного развития: особенности зрительного гнозиса (предметного и цифрового), речеслуховой и зрительной памяти, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса
2 блок – изучение интеллектуального развития (на вербальном и невербальном) уровне: особенности логических операций мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации и сериации), особенности пространственного мышления, особенности наглядно-образного и логического мышления
3 блок – изучение речевого развития: овладение математическим словарем, понимание условия задачи, актуализация в речи математических знаний
4 блок – исследование сформированности математических представлений: количественных, временных, пространственных представлений, представлений о формах и геометрических фигурах, представления о цифрах, решение задач
Программа исследования психологопедагогической готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи Томме Л.Е.
Программа включает 3 этапа исследований:
1 этап – оценка состояния когнитивных и деятельностных предпосылок усвоения математики;
2 этап – оценка математических представлений, имеющихся у детей
3 этап – оценка речевой готовности детей к изучению математики
Методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста Баряевой Л.Б., Кондратьевой С.Ю.
Целью этой методики, является выявление факторов риска возникновения дискалькулии, определение значимых механизмов нарушений, характера соотношения вербальных и невербальных функций для возникновения того или иного вида дискалькулии. Методика включает такие направления, как:
- зрительный гнозис
- пространственное восприятие
- особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса
- особенности речеслуховой и зрительной памяти
- особенности восприятия и воспроизведения ритма
- особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления особенности математического словаря
- количественные отношения чисел: автоматическое воспроизведение порядка следования чисел, установление отношения числа к его соседям, называние цифр, определение места числа среди других натуральных чисел, способ выполнения арифметических действий и др.
Программа диагностики О.В. Степковой
Модификация методик Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой Ю А. Гермаковской, С.Д. Забрамной, М.В. Ильиной, С.Ю.Кондратьевой, А.Н. Корневым, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурия, Т.Д. Марцинковской, Н.И. Непомнящей, Т.С. Третьяковой, Л.С.Цветковой. Автор адаптирует задания с учетом целей и задач исследования. Программа диагностики включает изучение:
- речевого развития
- зрительного восприятия (форма, величина, цвет)
- пространственного восприятия
- ручной моторики
- мнестических способностей
- симультанных и сукцессивных процессов
- логических операций
- знаний детей о множестве, числе и счете (называние цифр, ориентировка в натуральном ряду чисел, арифметические действия сложения и вычитания)
Нейропсихологический метод исследования А.А. Давидович
В основу программы положены исследования трудностей в усвоении понятия числа и счетных операций. Методика позволяет вскрывать механизмы трудностей в усвоении начального курса математики в соответствии с разработанной автором нейропсихологической структурой интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте. Программа исследования состоит из 3 частей:
1 часть – выделение экспериментальных групп в соответствии с синдромами отклоняющегося развития: средства нейропсихологической диагностики (методика А.Р. Лурия в сокращенном варианте, предложенном Э.Г. Симерницкой, адаптированная в соответствии с возможностями детского психолога и направленная на обследование детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста)
2 часть – выявление среди обследуемого контингента детей, испытывающих трудности в усвоении понятия числа и счетных операций на начальном этапе обучения: педагогические средства (варианты контрольных работ в соответствии с требованиями программы по математике к знаниям, умениям и навыкам детей, окончивших 1 класс)
3 часть – прояснение характера испытываемых первоклассниками трудностей в усвоении понятий числа и счетных операций: нейропсихологические и общепсихологические средства (комплект методик для исследования понятия числа и его разрядной структуры, счетных операций Л.С. Цветковой)
Таким образом, в содержании диагностических методик и программ условно можно выделить три составляющих:
- Педагогическая – выявление трудностей в усвоении математических представлений, знаний, умений и навыков, приводящих к неуспеваемости по предмету (в соответствии с программными требованиями образовательных учреждений). Педагогическая составляющая, а именно тот факт, что продуктивность в математике значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью по другим предметам может быть основанием для зачисления ребенка в группы для детей с дискалькулией или показанием к индивидуальным занятиям
- Психологическая – изучение состояния ряда вербальных и невербальных функций, деятельности ребенка в контексте влияния их нарушений на возникновение дискалькулии. Психологическая составляющая, в большей степени, наряду с педагогической, определяет содержание профилактической или коррекционной работы и т.п.
- Нейропсихологическая – определение механизмов трудностей в усвоении математических представлений, знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая составляющая индивидуализирует содержание работы, определяет приемы работы и т.п.
Подводя итоги, хочется обратить внимание на важность проведения своевременных и правильных диагностических процедур по выявлению риска дискалькулии у детей дошкольного возраста. Они должны быть комплексными и всесторонними, включать различные методы обследования (вербальные и невербальные; предметно — практические, наглядно — образные, задания по представлению) для выявления симптомов дискалькулии, ее механизмов. Это будет способствовать профилактике развития данного нарушения и поможет определить способы его коррекции.
Учитель — дефектолог МБОУ «ЦПМСС» Мороз А.В.
Список литературы:
- Кондратьева, С.Ю. Профилактика вербальной дискалькулии у детей с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР) / Кондратьева С.Ю. // Казанский
педагогический журнал № 1 (114). 2016 – С. 178-180
- Кондратьева, С.Ю. Профилактика операциональной дискалькулии у детей с
тяжелыми нарушениями речи / Кондратьева С.Ю. // Проблемы
современного педагогического образования. Вып. 51 – Ч.3, 2016 – С. 137-144
- Кондратьева, С.Ю. Профилактика графической дискалькулии у до-
школьников с тяжелыми нарушениями речи / Кондратьева С.Ю. //
- Проблемы современного педагогического образования. Вып. 51 – Ч.4, 2016
– С.194-201
- Кондратьева, С.Ю. Профилактика практогностической дискалькулии у детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Кондратьева С.Ю. //
Европейский журнал социальных наук. – 2016 (4). – С. 321-325
- Лалаева, Р.И., Гермаковска, А. Нарушения в овладении математикой
(дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и
коррекция: Учебно-методическое пособие/Р.И. Лалаева, А.Гермаковска – СПб.:
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. «Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.»: МЦНИП; Киров; 2013.— 180 c.
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. — 479 с.
Добавить комментарий