A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

Дискалькулия. Кратко о сложном (часть 1).


                В нашей повседневной жизни нам приходится каждый день оперировать математическими навыками: считать, анализировать количество объектов, их размер,  удаленность и т.д.  Поэтому формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах  его взросления, особенно в дошкольном возрасте.

К трем годам в норме ребенок должен уметь считать до 3-х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Если в дошкольном возрасте идет некачественное овладение математическими навыками: ребенок испытывает трудности  с освоением прямого и обратного счета, путается в понятиях «больше», «меньше», не может сравнивать количество предметов, не может  проделывать простейшие арифметические действия, не распознает  математические символы, не соотносит графическое изображение числа и его словесное обозначение, то  можно говорить о предпосылках дискалькулии.

Дискалькулия – это специфическое нарушение счетной деятельности. Как описывалось выше, дискалькулия проявляется в целом комплексе симптомов, от трудностей со счетом и базовой математикой, до проблем с определением времени и направления.

И важнейшими из них являются:

  • недостаточное овладение математическим словарем
  • неточное представление о графической структуре цифр
  • механическое воспроизведение порядка следования чисел
  • затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел
  • трудности установления отношения числа к его «соседям»
  • недостаточное знание состава числа
  • трудности усвоения правил образования числа
  • несформированность количественных отношений чисел
  • элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной способ счета)
  • (незнание таблицы сложения и вычитания)

    Если вы обнаружили у своего ребенка признаки дискалькулии,  рекомендуем обратиться за диагностикой к дефектологу, логопеду или к психологу. Если клинические проявления выражены  очень сильно, то по  вопросами диагностики и лечения рекомендуем также обратится к  врачу-психиатру.   Обязательно нужно провести  дифференциальную диагностику дискалькулии с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и  интеллектуальная недостаточность. У детей с дискалькулией снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и др.) сохраняются в пределах возрастной нормы.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно- пространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции. Полностью механизм дискалькулии не раскрыт, но многие исследователи за рубежом считают, что расстройство математических навыков возникает из-за нарушения деятельности пальцев рук, а также нарушения ориентировки в пространстве и неумения ребенка конструировать, составлять целый предмет из его частей.

Кратко о формах дискалькулии . Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

 

Самое эффективное вмешательство при дискалькулии — это ранняя диагностика. Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка.  И первые признаки дискалькулии  уже выявляются в дошкольном возрасте, в период формирования первых математических навыков, а её симптомы сохраняются в подростковом возрасте и даже у взрослых. По исследованиям специалистов распространенность дискалькулии у школьников достигает   5%. В отсутствии  коррекционной помощи  дискалькулия приводит к нарушениям процесса обучения. Коррекцией дискалькулии занимается целый ряд специалистов: дефектолог, нейропсихолог и детский психолог, логопед.  Коррекционная работа  основывается на выполнение специальных упражнений, которые  подбираются в зависимости от формы дискалькулии.

Учитель — дефектолог  МБОУ «ЦПМСС» Мороз А.В.

Список литературы

  1. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх и упражнениях». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  2. А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Арис – пресс. 2005.
  3. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Игры логические упражнения с цифрами». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  4. Гурина С.Л. «Основные направления в истории изучения дискалькулии. Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990.
  5. О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках». Санкт – Петербург. «Паритет» 2007.
  6. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». «Просвещение» 1996.
  7. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» – М, 2003
  8.  Дискалькулия. Международный журнал детского и подросткового здоровья. https://psycnet.apa.org/record/2015-29454-003. 3
  9. Распространенность конкретного расстройства обучения в математике с другими расстройствами развития в начальных школьных возрастах. Британский журнал психологии (Лондон, Англия: 1953), 109 (4), 917-940. https://doi.org/10.1111/bjop.12322. 5
  10. Диагностика и лечение дискалькулии. Deutsches Arzteblatt International, 116 (7), 107-114. https://doi.org/10.3238/arztebl.2019.0107.
  11. Дискалькулия развития: свежие перспективы. Тенденции в нейробиологии и образовании, 2 (2), 33-37.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"