A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МБОУ "ЦПМСС"

Гатчинский район, Ленинградская область

МЕНЮ

Пять самых распространенных ошибок в приучении к туалету ребенка с аутизмом


Многие родители начинают процесс отучения от подгузников в теплый период времени — летом, и родители детей с РАС — не исключение. В отличие от стран, где лето практически круглый год, и можно приучать к туалету когда угодно, в нашем регионе период лета — короткий и требует максимальной эффективности этого процесса, чтобы ребенок с РАС научился пользоваться туалетом за небольшой промежуток времени. Так как у нас сейчас на дворе осень и до следующего лета далеко, то мы хотим обратить внимание родителей на важные особенности этого процесса, чтобы быть готовым к таким мероприятиям и учитывать климатические условия нашего региона.

И так самые распространенные ошибки:

1. Продолжение использования подгузника.

Некоторые родители пытаются приучить ребенка к горшку, высаживая его на горшок, при том, что ребенок по-прежнему продолжает носить подгузники. То есть, в определенное время ребенка подводят к горшку, снимают подгузник, усаживают на горшок, и если он не пописал — надевают подгузник снова — до следующего раза. Это самые неэффективные действия, из всех, которые можно только придумать.

Дети с аутизмом — это дети, у которых сложности с восприятием и пониманием социальных последствий. Состояние, когда можно продолжать писать в подгузник, и при этом все происходит также как и раньше, совершенно не способствует пониманию, что вместо подгузника теперь нужно писать в горшок. Когда же подгузник убирается полностью, и ребенок, находясь в процессе обучения, писает в штаны — в данном случае происходит незамедлительное последствие — ощущение мокроты в штанах, которое раньше отсутствовало. Писанье в штаны — это такой же компонент в процессе приучения к горшку, как и сам горшок. И поэтому не нужно это предотвращать, наоборот. Ребенок должен почувствовать, что мокрым ходить неприятно, и захотеть альтернативы — писать в горшок.

Отсюда, для того, чтобы процесс приучения к горшку был эффективным, следует надевать на ребенка подгузник только в те часы, когда он спит (ночной и дневной сон), и желательно, уже после того как заснет. Все часы бодрствования желательно чтобы ребенок находился без подгузников, чтобы мог вовремя сходить на горшок, или почувствовать, что значит уписаться.

2.Отсутствие поощрений.

Ребенок с аутизмом редко показывает готовность к приучению к горшку в возрасте 2-3 лет. В большинстве случаев похвала и радость родителей не являются достаточным стимулом для того, чтобы он проявил инициативу и начал проситься на горшок (следует учесть также речевые и коммуникативные дефекты, вследствие которых аутичные дети вообще затрудняются что-либо просить нормативным способом).

Отсюда, окружающие должны создать условия, в которых успех ребенка (т.е. писанье в горшок) поощряется особым поощрением, таким, которое отличается от ежеминутной похвалы, аплодисментов и улыбок. Эти социальные поощрения, конечно же, должны присутствовать, но в то же время, они не являются достаточно различимыми для этих «особенных случаев». Не нужно беспокоиться о том, что ребенок «подсядет» на конфеты или у него будет изжога от глотка любимого апельсинового сока.
Следует помнить, что приучение к горшку — это процесс временный. Если на начальном этапе использовать мощные поощрения, то ребенок быстрее научится, и таким образом, быстрее можно будет эти поощрения отменить. Поэтому важно выделить для этого процесса несколько самых мотивационных поощрений и предоставлять их ребенку сразу после того, как у него получится пописать в горшок или в унитаз.

3.Наказания за «мокрые штаны»

Некоторые родители пытаются научить ребенка пользоваться горшком с помощью наказаний за, то что ребенок написал в штаны. Т.е. если ребенок намочил штаны, или написал в неположенном месте, родители могут применять физические наказания, или ставить в угол, или заставлять стирать свою одежду.
Чаще всего данные действия не только являются неэффективными и неэтичными, они также тормозят процесс приучения к горшку, и приводят ребенка к избеганию всего, что связано с туалетом. Пока ребенок не научился писать на горшок (т.е. хотя бы несколько раз в день не пописает в горшок) — использование наказаний не приведет к желаемому результату.
Невозможно убрать поведение «писанья» — это поведение присуще всем. Процесс приучения к горшку является обучением распознавать то МЕСТО ГДЕ можно и желательно писать, а не обучением поведения мочеиспускания. Ввиду того, что многие дети с РАС характеризуются сложностями в различении стимулов, узнавание МЕСТА может произойти не сразу, и с помощью физических наказаний этому поспособствовать нельзя.

Различение стимулов — где писать, а где не писать, может произойти только с помощью поощрений. Если пописал на горшок — получил поощрение, а если пописал не в горшок — поощрения не получил. На более позднем этапе, когда ребенок уже научится иногда писать в горшок, можно поощрять за «сухие штаны».
Т.е. если ребенок не только пописал в горшок, но еще перед этим какое-то время терпел и не писал в штаны, то ему предоставляется поощрение, а если ребенок написал в штаны незадолго до того, как сходил на горшок — то поощрения не получает. В процессе приучения к горшку нужно действовать не «кнутом», а только очень сладким и вкусным «пряником».

4.Усаживание силой на горшок.

Некоторые дети с аутизмом не понимают назначения горшка или унитаза, и могут даже бояться его. Применение силы для того, чтобы посадить ребенка на горшок может еще больше напугать ребенка, и ребенок начнет зажиматься, слишком долго терпеть и избегать туалета.
Вместо использования силы можно использовать жетоны, и научить ребенка сидеть на горшке с помощью жетонов и мотивационных поощрений. Можно начать с того, чтобы попросить ребенка сесть на горшок, даже в одежде, дать ему в руки табличку от жетонов, и вместе наклеить жетоны (5 или 10). Как только все жетоны будут на месте — дать поощрение и позволить встать с горшка. Через несколько минут повторить процедуру.
Таким образом тренировать до тех пор, пока ребенок не научится спокойно сидеть на горшке 30-40 секунд, пока не соберет все жетоны. На следующем этапе можно будет учить его сидеть на горшке уже без штанов, а на следующем — писать в горшок. Очень важно не форсировать события, вести себя максимально спокойно, и помочь ребенку понять, что горшок — это еще одно место, где можно спокойно сидеть и радоваться жизни.

5. Неправильное восприятие процесса

Некоторые родители предполагают, что процесс отучения от подгузников — это своего рода проба. «Попробуем… Если получится, то хорошо, а если не получится, то вернем подгузник». Данное восприятие часто приводит к тому, что родители быстро «сдаются». 2-3 дня попыток, кучи мокрых штанов, и усталость приводят к тому, что подгузник возвращается, и обучающий процесс откладывается.
Важно помнить, что процесс приучения к горшку — это ПРОЦЕСС. Большинство детей с аутизмом не отличаются быстрым приобретением навыков, в том числе и навыков личной гигиены. Слишком быстрое возвращение к подгузникам, постоянные пробы и «откаты» приводят к тому, что положение усугубляется.

Чем дольше ребенок писает в подгузник, тем больше данное поведение закрепляется, и непоследовательные действия окружающих мешают ребенку научиться. Отсюда, нужно дать ребенку время овладеть этим навыком, постоянно отслеживать прогресс с помощью записей, действовать как можно более последовательно и использовать мотивационные поощрения для того, чтобы закрепить правильные реакции ребенка.

Статья написана по материалам: https://vk.com/wall-52294748_5157
#рекомендацииbrain #brainspb #ефимоваbrain

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - МБОУ "ЦПМСС"